Интерьер квадратного зала в доме фото

1571

Интерьер квадратного зала в доме фото

Интерьер квадратного зала в доме фото



Архитектура. Словарь терминов. Буквы А - Г.

Источник: Власов В.Г. Архитектура. Словарь терминов. Все права сохранены.

Размещение электронной версии в открытом доступе произведено: lib.uni-dubna.ru. Все права сохранены.

В. Г. Власов

Архитектура. Словарь терминов


ОТ АВТОРА

Словари серии “Мир искусства” предназначены прежде всего для студентов гуманитарных специальностей, а также для самого широкого круга читателей, интересующихся изобразительным искусством. В них дается толкование историко-культурных понятий и профессиональных терминов, иногда достаточно редких, объяснение которых непросто найти даже в специальной литературе.

Общеизвестно, что язык художественного творчества универсален. Художники разных стран, эпох, направлений и школ прекрасно понимают друг друга. Так же, без посторонней помощи и объяснений, должны понимать друг друга художник и зритель. Но творчество — сокровенный индивидуальный и субъективный процесс. Именно поэтому в области изобразительного искусства, несмотря на усилия историков, теоретиков и художественных критиков, отсутствует единая общепринятая терминология. Кроме того, в разные эпохи и в различных культурах с глубоко самобытными этническими корнями веками вырабатывались особые понятия и обозначения. Древние римляне называли бога границ и межевых столбов Терминусом. Современная терминология также основана на размежевании и строгом определении границ используемых понятий. Только при этом условии возможен научный диалог. Но живой мир художественного творчества разрушает эти границы. В отличие от научных понятий, в искусствознании чаще приходится не ограничивать смысл слов, а, напротив, использовать развернутые литературные описания, основанные на сравнениях, ассоциациях, метафорах, исторических сопоставлениях. Кроме того, одно и то же понятие на протяжении веков значительно изменяло свой смысл, поэтому недостаточно ограничиться их единственным, прямым значением. Необходимо приводить параллельные толкования тех же слов в смежных областях человеческой деятельности и показать, хотя бы кратко, их историческое развитие. Еще одно важное условие в работе над словарем — подробная этимология, объяснение происхождения слов. В истории искусства много терминов греческого и латинского происхождения. Это и понятно, ведь Древняя Греция и Рим — колыбель европейской культуры. В философском смысле мы все, независимо от места проживания и национальности, происходим из Древней Греции и Рима. Классическое западноевропейское, византийское, русское искусство являются наследниками великой эллинистической культуры. Объяснение греческих и латинских названий — обязательное условие правильного понимания слов, их смысла и исторического развития. Получается, что знание латыни для любителя искусства не менее важно, чем, скажем, для врача или юриста. Поэтому приведение в популярном словаре на первый взгляд малопонятных и даже редких, забытых или устаревших выражений не причуда автора, а важно в историко-культурном и методологическом смысле.

Термины, имеющие теоретическое значение, трактуются более подробно. В то же время толкования даже ключевых понятий остаются в некоторой степени субъективными.

Внимательный читатель, сравнивая отдельные справочные издания, всегда заметит эти различия. Они объясняются и природой художественного творчества, и тем, что содержание и количество словарных статей может расширяться до бесконечности. Автор вынужден выбирать по собственному усмотрению те значения, которые, по его мнению, лучше всего раскрывают исторический смысл развития искусства. Каждый новый словарь — не только вспомогательное справочное издание, но и определенный этап в стремлении по-новому осмыслить очевидные вещи, расширить привычные представления, отразить споры, которые всегда будут существовать вокруг искусства.

Автор стремился использовать новейшие источники, материалы которых не вошли в академические справочники, а также приводить нестандартные формулировки. В выпусках данной серии, в частности, приводятся необычные написания историко-культурных названий. Например: Итальянское Возрождение (оба слова с прописной буквы), Северное Возрождение. Наименования художественных направлений и исторических художественных стилей также пишутся с прописной буквы: Классицизм, Барокко, Рококо — с тем чтобы отличать их от аналогичных наименований историко-региональных стилей, художественных течений и школ. Эти различия имеют принципиальное значение, о чем будет сказано в соответствующих выпусках серии. Подобные новшества используются в специальных, в частности зарубежных, исследованиях, но еще не стали нормой.

Предлагаемая серия словарей “Мир искусства” состоит из нескольких выпусков (“Византийское и древнерусское искусство”, “Декоративно-прикладное искусство”, “Язык произведения изобразительного искусства” и др.). Каждый выпуск посвящен определенной теме. В первом выпуске рассмотрена терминология архитектуры. В нем отражена наиболее важная и актуальная информация. Статьи расположены в алфавитном порядке. В каждой из них дается разъяснение термина и его этимология. Слова, выделенные курсивом, являются заголовками других статей.

Эти словари могут стать незаменимыми учебными пособиями при изучении курса “История культуры”, “История искусства”, прекрасным дополнением к существующей литературе по культуре и искусству.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

аккадск. — аккадский язык

англ. — английский язык

араб. - арабский язык

арм. — армянский язык

верх.-нем. - верхненемецкий язык

голл. — голландский язык

готск. — готский язык

греч. — греческий язык

гэльск. - гэльский язык

др.-англ. - древнеанглийский язык

др.-верх.-нем. — древневерхненемецкий язык

др.-герм. — древнегерманский язык

др.-инд. древнеиндийский язык

др.-нем. — древненемецкий язык

др.-рус. — древнерусский язык

др.-сканд. - древнескандинавский язык

инд. - индийские языки

ирл. — ирландский язык

исл. — исландский язык

исп. — испанский язык

итал. - итальянский язык

кит. - китайский язык

кхмерск. — кхмерский язык

лат. — латинский язык

нем. — немецкий язык

нидерл. — нидерландский (голландский) язык

ниж.-нем. — нижненемецкий язык

нов.-верх.-нем. — нововерхненемецкии язык

новогреч. — современный греческий язык

новолат. — новолатинский язык

перс. — персидский язык

позднелат. — позднелатинский язык

польск. — польский язык

португ. — португальский язык

праслав. — праславянский язык

рус. — русский язык

санскр. — санскрит

серб. — сербский язык

ср.-ниж.-нем. — средневековый нижненемецкий язык

ср.-греч. — средневековый греческий язык

ср.-лат. — средневековый латинский язык

ст.-польск. — старопольский язык

ст.-рус. — старорусский язык

ст.-слав. — старославянский язык

ст.-франц. — старофранцузский язык

тайск. — тайские языки

тат. — татарский язык

тур. — турецкий язык

тюрк. — тюркские языки

укр. — украинский язык

фин. — финский язык

франкск. — франкский язык

франц. — французский язык

япон. — японский язык

А

АБАК, АБАКА (франц. abaque, от греч. abax, лат. abacus — доска), верхняя часть капители (навершия колонны), создающая зрительный переход от вертикали колонны к горизонтали перекрытия (см. антаблемент; архитрав). В архитектуре дорического ордера абак представляет собой квадратную плиту, положенную на “подушку” — эхин капители. Этот элемент имеет в архитектурной композиции не столько конструктивное, сколько зрительное значение: создает образ устойчивой, надежной опоры ее расширением в верхней части. Аналогичную функцию в нижней части колонны выполняет плинт базы. Однако в истории архитектуры значение абаки различно. В Древнем Египте аналогичный элемент представлял собой небольшой кубик, помещенный между расширением верхней части колонны в виде цветка лотоса и балками перекрытия. Снизу этот кубик не виден, и тем самым создается фантастическое ощущение не опирающегося на колонны, а “летящего” потолка, расписанного под ночное небо синим с золотыми звездами.

В других греческих ордерах — ионическом и коринфском — тоже есть плита-абака, но зрительно она почти незаметна. Это обстоятельство важно для правильного понимания изобразительной природы архитектуры как художественного творчества. В классической античной архитектуре абака была одним из модулей при расчете пропорций здания. В античности абакой называли также мозаичную плиту, вставку для украшения стены или пола, отсюда лат. abaculus — цветной камешек для мозаичного набора. АБУТ (франц. about — гребень, шип), стык, граница, соединение либо завершение формы в строительных конструкциях.

АВАНБЕК (франц. avantbec, от avant — передний и bec — клюв, нос), в архитектуре средневековых крепостей — выступающая часть стены, бастион. В мостостроении тем же словом называют переднюю часть “быка” в мостовых опорах с клювообразным выступом для разрезания льдин во время ледохода.

АВАНЗАЛ (франц. avant-salle, от avant — передний и salle — зал), передний зал, большая приемная комната; во дворце располагается перед тронным залом (ср. аудиенц-зал). Близкое понятие антикамера.

АВАНФОСС (франц. avant-fosse, от avant — передний и fosse — ров), в архитектуре средневековых крепостей — ров, наполненный водой, с подъемным мостом, находящийся непосредственно перед крепостной стеной.

АВЛА, АУЛА, “АВЛИЧЕСКИЙ СТИЛЬ” (лат. aulicus — дворцовый, от греч. aula — двор, дворец), главный, актовый зал средневекового университета, коллегиума. Аулой древние греки называли богатую, роскошную одежду, шитый ковер; затем — крытое помещение, внутренний двор жилого дома (в древности роль стен играли ковры, завесы). То же, что у римлян атриум (см. также мегарон). В поздней античности авлическими стали называть произведения искусства, предназначенные для украшения богатых домов и загородных вилл римских патрициев. В средневековье так именовали статуи и рельефы, которые находили в руинах древнеримских дворцов. Отсюда “авлический стиль”, т. е. богатый, дворцовый, аристократический.

АГАДИР (араб. a'hadir — убежище), в архитектуре Арабского Запада: в Алжире, Марокко, — высокая глинобитная или кирпичная башня. Ее возводили в центре поселения. Такая башня служила укрытием и хранилищем припасов на случай осады (ср. беффруа; донжон).

АГВЕДАЛЬ (исп., от араб. agvedal — “водное пространство”), в странах Арабского Запада и в искусстве мавританской Испании — обширный, огороженный высокой стеной сад регулярной планировки с водоемом в центре, фонтанами и фруктовыми деревьями. Символический образ райского сада (ср. баг; полистан).

АГОРА (греч. agora, от agor — беседовать), в Древней Греции — название народных собраний, а также место их проведения. Так называют и главную торговую площадь античных городов: Афин, Коринфа, Аргоса. Здесь находились алтари, статуи, храмы, портики, стои, гимнасии, в более позднее время — базилики.

АДЗЭКУРА (япон. hadzekura, от hadze — главная и kurа — житница), в традиционной архитектуре Японии — тип синтоистского храма, деревянная постройка с обходной галереей, приподнятая на сваях. Такой тип сооружений происходит от древних хранилищ зерна, отсюда название. Сложился в IV — III вв. до н. э. Адзэкуры использовали в качестве святилищ и императорских сокровищниц.

АДИТОН (греч. aditon — святыня, от a-ditos — недоступный), святилище древнегреческого храма, расположенное позади наоса, основного помещения, в котором находилась статуя божества. В адитон могли входить только жрецы в строго определенное время. Там располагались жертвенник и сокровищница. За адитоном могло находиться еще одно помещение — опистодом.

АДОБА (исп. adobe, от араб. at-tub), кирпич-сырец из высушенной на солнце глины с наполнением из рубленой соломы для прочности. В IV — III тысячелетиях до н. э. такой кирпич использовали для строительства в странах, где ощущалась нехватка камня и дерева (в том числе в качестве топлива для обжига кирпичей): в Древней Месопотамии, Египте. В Африке такой кирпич называли банко; в тюркских языках — саман.

АЙВАН (араб. ajvan — свод, туннель, коридор), в архитектуре эллинизированного Востока (IV в. до н. э. — V в. н. э.) — большой, прямоугольный в плане храмовый зал с арочным проемом главного фасада, превращающим его в подобие перекрытого туннеля или глубокой ниши. В мусульманской архитектуре айваны открываются во внутренний двор медресе. Они дают тень и прохладу. В средневековой архитектуре Средней Азии айван — открытая галерея с колоннадой, подобная западноевропейской лоджии. Айван внутреннего двора жилого дома в странах Ближнего Востока называют тарма.

АКАНТ (лат. acanthus, от греч. a-kamptos — негибкий; akanpha — колючка), род растений семейства акантовых, произрастающих в Средиземноморье. Разновидности аканта с узкими или широкими изогнутыми листьями античные мастера использовали в качестве декоративных элементов в архитектуре. Акант изображали в рельефах фриза, листьями аканта украшены капители коринфского ордера (ср. антемий; апий; астверк; пальметта).

АКВЕДУК (лат. aquae-ductus, от aqua — вода и duco — веду), древнеримский водопровод. Древние этруски в Италии применяли для орошения полей открытые желоба, поднятые на аркадах. Римляне заимствовали эту конструкцию и сооружали многокилометровые арочные мосты (иногда многоярусные с учетом понижения земной поверхности) с трубами, по которым подводили питьевую воду из близлежащих горных источников в Рим. Такие акведуки пересекали Вечный город в разных направлениях. Ныне остатки грандиозных акведуков сохранились в основном вне Италии, в бывших римских провинциях — это Гардский мост близ Нима (Южная Франция), акведуки в Сеговии и Алькантара (Испания). Акведуки, переброшенные через овраги и русла рек, являются одновременно мостами (см. виадук).

АКВИЛА (лат. aquila — орел), в античной мифологии орел — атрибут древнегреческого бога Зевса или римского Юпитера. В архитектуре “орлом” (греческая форма aetos — парящий) иногда называют треугольный фронтон здания, по сходству с распростертыми крыльями летящей птицы.

АКРОПОЛЬ (греч. akropolis, от akros — верхний и polis — город), “верхний город”, центральная укрепленная часть античного города. Обычно располагалась на естественной возвышенности. Обнесенная стенами, служила убежищем во время войн. Там же находились главные храмы и сокровищницы. Именно таким был Акрополь в древних Афинах, остатки которого сохранились (см. Парфенон). Близкие термины: детинец, кремль, цитадель. В более широком значении слово “акрополь” употребляют в качестве символа возвышенной красоты, святыни, труднодоступного идеала.

АКРОТЕРИИ (греч. akroterion, от akros — верхний и terion — острие, навершие), в классической архитектуре — навершие здания, украшение, расположенное над венчающим карнизом. В более конкретном значении — декоративный элемент, расположенный по углам (вершинам) треугольного фронтона здания. В этом смысле акротерием можно назвать статую, вазон, скульптурное изображение факела, жертвенника, грифона или сфинкса, которыми древние греки любили украшать свои храмы. Чаще всего для акротериев использовали изображение пальметт: симметричную форму из расходящихся в стороны листьев устанавливали в центре, на вершине фронтона, а по двум сторонам крепили согнутые под прямым углом пальметты таким образом, чтобы они одинаково выразительно смотрелись и с главного, и с боковых фасадов здания. В этом случае верхние украшения именовали акротериями, а нижние — полуакротериями. Римляне центральный акротерий называли фастигием (лат. fastigium — вершина).

АКСОНОМЕТРИЯ (от греч. ахоn — ось и metron — мера, измерение), способ трехмерного изображения формы на плоскости, например в перспективе или изометрии, при котором рядом с чертежом дается система координат: осевые линии, разрезы, модульная сетка. Аксонометрические чертежи используют в архитектурном проектировании. Они удобны тем, что на проекте можно совмещать наглядное изображение с проставлением размеров, указаниями системы пропорционирования (ср. облом; обмер; отмывка).

АЛА (лат. ala — крыло, плечо), в архитектуре Древнего Рима — крыло, боковая часть жилого дома; иногда — экседра для бесед с гостями (ср. флигель; эдикула).

“АЛЕВИЗОВСКИЙ КИРПИЧ”, маломерный кирпич, введенный в практику строительства на Руси итальянским архитектором Алевизом Новым (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) из Милана, возводившим в 1505 — 1509 гг. Архангельский собор Московского Кремля.

АЛЕРО (исп. alero — навес, карниз), в традиционной архитектуре Испании — профилированное завершение стены, декорированное рельефной резьбой. Иначе — рельефный карниз.

АЛИНЬМАН (франц. alignement — прямая линия, равнение), “вереница камней”, французское название аллеи менгиров (ряда вертикально поставленных камней) — мегалитических сооружений древности (II тысячелетие до н. э.).

АЛЛЕЯ (франц. alle'e — узкий проход, от aller — ходить), в садово-парковом искусстве, или ландшафтной архитектуре, — дорога, обсаженная деревьями или кустарником. В парках регулярного стиля XVII — XVIII вв. с геометрической планировкой аллей и кустарников крытые, увитые зеленью на арочных конструкциях аллеи называли перголами или берсо.

АЛТАРЬ (лат. ara, altaria, от altus — высокий, возвышенный), жертвенник, возвышение для жертвоприношений. В античности жертвенники находились перед храмом, на специальной площадке — теменосе, и все культовые церемонии проводили снаружи (храм считали жилищем божества). Иногда возвышение с жертвенником превращали в сложное архитектурное сооружение с рельефами или статуями. Таков знаменитый алтарь Зевса в Пергаме (ок. 180 г. до н. э.). В Риме воссоздан “Алтарь мира Августа”, возведенный в 13 г. до н. э. в честь военных побед императора Октавиана Августа. Он представляет собой жертвенник, окруженный стенами, изнутри и снаружи украшенными рельефами. В средневековье алтари помещали внутри церкви — в средокрестии или апсиде (см. базилика; храм).

АЛФИС, АЛФИШ (исп., португ. alfeiz, от араб. al-fiza — обрамление), в архитектуре мавританской Испании и Португалии VIII—XV вв. — фигурное обрамление нишимихраба, а также порталов, дверных и оконных проемов в виде профилированной рамы, украшенной резным орнаментом. В классической европейской архитектуре этому элементу соответствуют архивольт, наличник. В современном испанском языке слово “альфисар” (alfeizar) — просто подоконник.

АЛЬКАСАР (исп. alcazar, от араб. al-kasr — крепость), укрепленный дворец, замок испанских рыцарей XIV — XVI вв. Такие замки создавали наиболее умелые строители — мудехары, мусульманские зодчие, которые остались на территории Испании после отвоевания страны у мавров в конце XV в. Алькасары с множеством башен со шпилями, подъемными мостами возводили обычно на неприступных скалах. Испанские алькасары — одно из самых романтических проявлений национального искусства. Их суровый облик замечательно соответствует скалистому пейзажу этой страны. Самый знаменитый алькасар (XVI в.) находится в г. Сеговия.

АЛЬКЕР (ст.-польск. alker; родств. “альков”), угловое помещение, несколько выступающее за пределы основного объема здания, аналогично угловой башне или эркеру. Как правило, имеет отдельную кровлю. Искаженное название — алькеж. Алькеры типичны для усадебных построек Западной Украины, Польши, Белоруссии.

АЛЬКОВ (франц. alcove, через исп., от араб. al-qubba — маленькая комнатка), углубление, ниша в стене. Подобные углубления возникали в средневековой архитектуре из-за различной толщины стен. Их использовали для устройства внутренних лестниц либо спальни: в нише устанавливали кровать (см. также балдахин).

АЛЬПИНАРИЙ (лат. alpinarium), в садово-парковом искусстве — участок сада с высокогорными растениями (отсюда название) и экзотическими цветами. Альпинарии вошли в моду в эпоху Романтизма, на рубеже XVIII — XIX вв. Такие сады стилизовали под естественные скалы с гротами, водопадами и причудливыми павильонами.

АЛЬТАНА (итал. altana, от лат. altus — высокий), площадка на плоской крыше дома с ограждением: парапетом, балюстрадой. В отличие от балкона, не выдается за основной объем здания. Близкие понятия — бельведер, вышка. Альтаны появились в архитектуре Венеции в XV — XVI вв., а затем и в других городах и странах с жарким климатом. На Украине и в Западной Белоруссии — альтанка.

АМБУЛАТОРИЙ (лат. ambulatorium, от ambulare — обходить), в средневековой архитектуре, западноевропейских готических соборах — обходная галерея позади главной апсиды. Такая галерея позволяет, минуя главную апсиду и хор, расположенный перед ней, проходить прямо из боковых нефов к пристроенным снаружи здания малым апсидам — апсидиолам, образующим “венец капелл”. Малые капеллы служили частными молельнями. Близкое название, имеющее тот же смысл, — деамбулаторий.

АМВОН, АМБОН (др.-рус. амбонъ, от греч. ambon — возвышение), в раннехристианских базиликах — возвышение в центре нефа, под средокрестием, с которого читали Евангелие. Позднее его заменили приподнятой алтарной частью — вимой, которую тоже стали называть амвоном или пресбитерием. В православных храмах амвон — полукруглый выступ солеи, площадки перед царскими вратами иконостаса. В католических соборах по сторонам алтаря воздвигают две кафедры: одну для чтения Евангелия, другую — Апостола, посланий и проповедей (ср. кантория). В христианской символике амвон — Голгофа, а храм — весь мир. Амвон также уподобляют камню, отваленному от гробницы Христа после Его Воскресения, а алтарь — гробнице. В средневековых храмах Франции амвоном называли навесную галерею, проходящую поперек нефа и отделяющую его западную часть от хора, расположенного в восточной части. В центре амвона устанавливали Триумфальный крест с распятием. В Германии такую перегородку именуют леттнер, в Англии — скрин.

АМФИПРОСТИЛЬ (греч. amphiprostylos, от amphi — с обеих сторон, pro — впереди и stylos — опора, колонна), тип древнегреческого храма, у которого на обоих — переднем и заднем — фасадах находятся портики из четырех, шести или более колонн. Боковые фасады гладкие, сложенные из массивных каменных квадров. Другие названия: двойной простиль, аптеральный храм (ср. диптер; периптер; псевдопериптер).

АМФИТЕАТР (греч. amphitheatron, от amphi — с обеих сторон и theatron — места, ступени для зрителей, от Лео — смотрю), тип древнеримского сооружения для зрелищ. В отличие от древнегреческого театрона, в котором зрительские места располагались полукругом на склоне холма, амфитеатры представляли собой два театрона — замкнутое круглое или овальное в плане сооружение. Посередине находилась арена (лат. arena — песок) — площадка для гладиаторских боев или иных представлений. Места для зрителей поддерживались арочными конструкциями из “римских архитектурных ячеек”. Под ареной помещали сценические машины и камеры для диких зверей, а также устройства, позволяющие заполнять арену водой, что-бы устраивать навмахии — морские сражения. Над ареной натягивали тент — велум— от солнца. Самый знаменитый из амфитеатров — Колизей в Риме (72 — 80 гг. н. э.).

АНАЛЕММА (греч. ana-lemma — “поддерживающая оболочка”), в древнегреческой архитектуре — подпорная стена, ограничивающая торцы полукруглого (подковообразного) театрона— расположенные ступенями на склоне холма места для зрителей.

АНАСТИЛОС (греч. anastylos, от anastello — поднимать наверх), установка на изначальное место подлинных фрагментов архитектурных сооружений. Термин искусства реставрации и реконструкции архитектурных памятников.

АНАФИРОСИС (греч. anaphirosis — возведение), архаическая техника обработки и установки каменных блоков — квадров, плотно пригнанных друг к другу лишь по краям лицевой стороны. В глубину такие камни сужаются, что значительно упрощает кладку. Прочность обеспечивается толщиной стены.

АНАФОРА (греч. anaphora — переложение, сваливание), в античном искусстве — опора в виде фигуры человека: атлант, кариатида, поддерживающие перекрытие.

“АНГЛИЙСКАЯ КЛАДКА”, вид кирпичной кладки, в которой два ряда тычковых кирпичей (уложенных короткой, торцевой стороной) чередуются на поверхности стены с двумя или более рядами ложковых кирпичей (уложенных длинной стороной). Такая кладка декоративна. Английской также называют кладку черепиц или шифера со сдвигом швов “на полшага”.

АНДА (санскр. anda — яйцо), тип индийской ступы в форме полусферы, напоминающей яйцо, либо купольная часть ступы. Самый известный памятник подобного рода — ступа в Санчи (Индия, II — I вв. до н. э.). Внутренний объем купольных ступ называется гарба.

АНКЕР (нем. Anker — крюк, якорь), металлическая скоба, скрепляющая каменные блоки, стержень, прут, стягивающий противоположные стены здания. Более точно: зацеп, скоба анкерной балки (в русской архитектуре — “связи”), которую можно видеть на наружной части стены здания. Анкерными камнями иногда называют каменные блоки, пригнанные особенно тщательно и поэтому сцепляющиеся благодаря собственному весу.

АННАЛИТ (греч. an-nalithos — искусственный камень), строительный материал, “гипсовый бетон”, смесь гипса, песка, гранитной или мраморной крошки. После застывания хорошо режется и полируется. Анналит используют для кладки и облицовки стен.

АННЕЛЕТ (франц. annelet — колечко), профиль, узким кольцом охватывающий фуст (ствол) колонны под капителью. Элемент дорического ордера (ср. аннули). Иногда аннелетом называют любые кольцеобразные декоративные элементы.

АННУЛИ (лат. annuli — ремешки, пояса), в античной архитектуре — три или пять мелких параллельных бороздок, опоясывающих колонну дорического ордера под эхином ее капители (ср. гипотрахелий). Аннули красили в красный цвет.

АНСАМБЛЬ (франц. ensemble — вместе, сразу, от semblable — похожий, подобный; греч., лат. symplegas — сцепление, сплетение), художественно-образная целостность частей, каждая из которых вполне законченная композиция. Ансамбль, таким образом, представляет собой более сложную целостность, чем обычная архитектурная композиция. Поэтому задачей архитектора является согласование в пространстве и во времени (концептуальном времени восприятия художественного произведения) многих тем, форм, объемов, силуэтов. Ансамблевая целостность может достигаться на основе согласования формальных элементов композиции — с помощью симметрии, ритма, пропорций, масштабности либо на основе единства стиля. Ансамбль стилистически разнородных элементов называют контекстуализмом. Не все архитектурные стили обладают достаточными ансамблевыми возможностями. В Риме крупнейшие архитектурные ансамбли создавались в XVII в., в эпоху Барокко. В Париже — во второй половине XVIII в. в период Неоклассицизма и в период Второго Ампира в середине и второй половине XIX в. В Петербурге — в первой трети XIX в. архитекторами русского Ампира.

АНТ (лат. antae, от ante — впереди), в античной архитектуре — выступ боковой стены на переднем фасаде здания. Два таких выступа по сторонам входа образуют заглубление центральной части фасада. Это заглубление называют продомосом. Храм с выступами по сторонам, которые, в отличие от круглых колонн, выглядят как пилоны (опорами квадратного сечения), называют “храмом в антах”.

АНТАБЛЕМЕНТ (франц. entablement — надстолье, от лат. tabula — стол, доска, плита), в классической архитектуре — одна из двух частей ордера, горизонтальное перекрытие, опирающееся на колонну, пилон, стену. Иначе — несомая часть архитектурного ордера (в отличие от несущей опоры). Прообразом антаблемента являются горизонтальные плиты мегалитических сооружений — дольменов. Антаблемент членится на три части (снизу вверх): архитрав, фриз, карниз. Антаблемент без архитрава называют облегченным, без фриза — неполным. Понятие антаблемента относят только к плоским, или архитравным, перекрытиям. Другие типы перекрытия: арку, свод, купол — можно называть антаблементом лишь метафорически.

АНТАРАЛА (санскр. antarala — внутренний дом), в индуистских храмах — помещение между залом для молящихся и закрытым святилищем. Соответствует средокрестию нефа западноевропейского храма.

АНТЕМИЙ, АНТИМИС, АНФЕЛИЙ (греч. anthemion, от anthos — цветок), в античной архитектуре — декоративный элемент в виде стилизованного цветка, похожий на пальметту, но с более редкими (обычно пятью) и узкими лепестками. Этот мотив использовали для украшения фриза ионического ордера.

АНТЕФИКС (греч., лат. antefixus — впереди прикрепленный), в античной архитектуре — декоративный элемент в виде полукруглого щитка с рельефным или расписным изображением пальметты, антемия, маски. В отличие от акротериев, которые прикрепляли по углам треугольного фронтона здания, антефиксы устанавливали рядами вдоль края кровли по боковым фасадам. Они прикрывали торцы калиптеров — выпуклых (двускатных) черепиц. Дождевая вода стекала по дорожкам из плоских черепиц — солен — между калиптерами и антефиксами. Издали антефиксы выглядят как украшение, наподобие зубчатого карниза.

АНТИКАМЕРА (итал. anticamera, от греч. anti — против и лат. camera — помещение), помещение, расположенное перед главным — тронным или аудиенц-залом. То же, что аванзал (ср. анфилада; вестибюль).

АНТИПОРТИК (от греч. anti — перед; см. портик), пространство внутри портика, перед входом в здание.

АНТИЧНАЯ АРХИТЕКТУРА (от лат. antiquus — древний; см. архитектура), искусство архитектуры древних греков и римлян. Под термином “античность” понимается древнее искусство стран Средиземноморья и находившихся под непосредственным влиянием этого искусства регионов. В истории античного искусства выделяют несколько периодов: протоантичное искусство (от греч. protos — первый, начальный), или искусство Крита и Микен (III — II тысячелетия до н. э.); архаический период (VII — VI вв. до н. э.); период классики (середина V в. до н. э.); поздний, или эллинистический, период (IV — I вв. до н. э.); римский период (I в. до н. э. — V в. н. э.). В античную эпоху был создан классический тип жилого дома (см. мегарон; вилла), выработана композиция античного храма (см. амфипростиль; диптер; периптер; простиль; псеадопериптер; толос). В древнегреческой архитектуре сложилось понятие ордера; различные типы архитектурных ордеров были развиты строителями Древнего Рима. Главное качество древнегреческой архитектуры — тектоничность (см. также архитектоника). В отличие от древнегреческих мастеров, которые использовали преимущественно горизонтальные — архитравные перекрытия и возводили здания из тесаных камней — квадров, римляне заимствовали в странах Ближнего Востока арку и свод, усилили пространственность архитектурной композиции, применяли новые материалы и композиционные приемы (см. “римская архитектурная ячейка”). Римляне строили из кирпича и так называемого римского бетона (смеси цемента и гравия; см. бут), поэтому их здания, в первую очередь дворцы и храмы, требовали мраморной облицовки. Отсюда известные слова Светония о том, что император Август “принял Рим кирпичным, а оставил мраморным”. Римляне использовали преимущественно коринфский архитектурный ордер, как самый пышный, и добавили к существовавшим прежде композитный (“сложный”). Они создали новые типы зрелищных, утилитарных и триумфальных сооружений: акведуки, виадуки, амфитеатры, триумфальные арки и колонны, термы и форумы.

АНТРВОЛЬТ (франц. entrevolt, итал. antervolta — “перед дугой”), часть плоскости стены между архивольтом (обрамлением, дугой) арки и расположенным над ней карнизом либо между дугами двух соседних арок, напоминающая треугольник. Антрвольты обычно заполняют декоративными рельефами, круглыми розетками, аллегорическими фигурами.

АНТРЕСОЛЬ (франц. entresol — “перед потолком”; лат. solum — перекрытие, потолок), в интерьере (внутреннем помещении) здания — верхняя часть, отделенная внутренним перекрытием, балконом, галереей. Иначе — верхний полуэтаж (меньше нижнего по высоте). То же снаружи здания — мезонин. В древнерусской архитектуре ему соответствует термин полати.

АНФИЛАДА (франц. enfilade — “по нитке”, от лат. filаге — вытягивать в нитку, линию), ряд внутренних помещений, комнат, залов, расположенных вдоль одной оси. Дверные проемы анфилады позволяют просматривать ее насквозь, что придает интерьеру особую торжественность, парадность. Поэтому анфиладную планировку использовали в дворцовых зданиях архитектуры Классицизма и Барокко. Каноническую последовательность представляют собой анфиладные аванзал (или антикамера), аудиенц-зал, тронный зал. Анфилады жилых комнат характерны для архитектуры русского классицизма.

АПАДАНА (перс. apadana — “многоколонный храм”), в архитектуре древней Персии (VIII — IV вв. до н. э.) — многоколонный храм или дворцовый зал. В древнегреческой архитектуре этому термину соответствует гипостиль.

АРТАМЕНТЫ (франц. appartement, от лат. аррагtium — принадлежащий), архитектурный интерьер, обширное помещение из нескольких комнат, залов.

АПИЙ, АПИУМ (лат. apium — сельдерей, петрушка), мотив античного орнамента в виде трех трилистников — одного центрального и двух по сторонам (ср. акант; пальметта).

АПОДИТЕРИЙ (лат. apodyterium, от греч. a-poditerion — “предбанник”; ср. подиум), в древнеримских термахвестибул, помещение для раздевания перед купанием.

АППАРАТОР (гэльск. appareilleur — “перевязчик каменной кладки”, от appareil — связка; см. аппарель), в западноевропейском средневековье — первый помощник “главного строителя” — архитектора, в обязанности которого входило изготовление чертежей, шаблонов, моделей для каменотесов и резчиков. Главный инструмент аппаратора — кронциркуль (один из символов масонства). Латинское название “первого каменщика” — latomus.

АППАРЕЛЬ (франц. appareil — связка, мостик), устройство для прохода к возвышенным частям зданий, например к портику или порталу бельэтажа. То же, что пандус.

АПСИДА (лат. apsida, abcida, от греч. hapsis — дуга, ha