Интерьер русской избы рисунки фото

1046

Интерьер русской избы рисунки фото

Интерьер русской избы рисунки фото



Как делают Городецкую роспись

1. Как делают Городецкую роспись     2.  В этой программе мы побываем в городе Городец и расскажем Вам об истории одного из традиционных русских промыслов. Городецкая роспись. 3.  Народные художественные промыслы – Городецкая роспись. Городецкий мастер росписи любит цветы. Городецкая роспись необычная, композиция симметричная. 4.  Городецкая роспись – русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. Яркая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой. 5.  Расписной сундучок с птичкой, выполненный акриловыми красками. Городецкая роспись отличается яркими открытыми цветами и простотой исполнения. 6.  Методическое пособие для уроков ДПИ 7.  Занятие по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Городецкая роспись» в МБДОУ д/с ОРВ «Малыш» г.Усмани Липецкой области. Воспитатель Бокулёва Ольга Александровна. 8.  Городец, городецкая роспись, ДПИ, ИЗО 5 класс, декоративно-прикладное искусство России 9.  Этапы рисования одного из элементов Городецкой росписи – «ягодка». Замалёвок, подмалёвок, оживка. Или замалёвок, тенёвка, разживка. 10.   11.   12.   13.   14.   15.  

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ НА РУСИ

Истоки резьбы и росписи по дереву на Руси очень древние и восходят к искусству восточных славян. Обилие лесов делало дерево самым доступным, удобным в обработке и использовании материалом. Из дерева рубили избу, делали для ребенка колыбель и игрушку, для женщины - прялку и веретено, для праздничного стола  –  ковш и солоницу, для езды –  сани и дугу. И всё это прочно, удобно, красиво из сосны и ели, лиственницы и березы, дуба и клена.  Быт, жилище на Руси были неразрывно связаны с деревом.
При рождении ребенка клали в деревянную люльку, давали деревянную игрушку, человек так и оставался окружен деревом и до самой старости, в деревянном резном кресле-качалке. Деревянной росписью украшали фасады домов и внутренние интерьеры. Исторические памятники с образцами древнего искусства росписи сохранились до наших дней – дома с отделанными живописцами интерьерами можно увидеть на русском Севере. Крестьянские избы расписывались в основном изображениями цветов и птиц.
Резьба по дереву плотно вошла в жизнь и в судьбу русского человека. Согласно славянской мифологии, мировое древо – ось мира – стоит на окраине Вселенной (у Лукоморья), его вершина упирается в небеса, корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги, по нему можно проникнуть в другие миры. В росписи русских крестьянских домов непременным элементом было «древо жизни», служившее «символом добрых пожеланий и охранительным знаком». Русские мастера вырезали из дерева всё необходимое для жизни: мебель, утварь (на фото: ковш-скопарь. XIX в. Пермогорье, Сольвычегодский уезд, Вологодская губерния.)
Северная роспись по дереву, технология которой отличалась отсутствием предварительного рисунка и вольными, размашистыми движениями кисти, применялась для украшения входных дверей, стен, мебели, посуды, сундуков, хомутов. Зимою русские северяне катались на украшенных росписью санях. Основные и самые древние школы русского искусства росписи по дереву – это Мезенская и Северодвинская. Позже возникли такие декоративно-прикладные направления, как Жостовская роспись, Палех и Хохлома.

ИСТОРИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

В XVII в.  в заволжских лесах появились бежавшие старообрядцы, солдаты и ремесленники с вековыми навыками в разных ремёслах. Расположение Городца на большой полноводной реке, близость Макарьевской (Нижегородской) ярмарки, малые наделы и неплодородная земля способствовали развитию промыслов и торговли. Богатые леса служили постоянным источником сырья. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Кто-то вырезал ложки, кто-то точил посуду (чашки, миски, поставки, солонки), а кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества, пряничные доски. На берегу Волги располагался щепной ряд (торговля деревянными изделиями). Были здесь сани и дровни, кадки и ушаты, деревянные вёдра и лохани, плетёная мебель и корзины, сита и решёта, и яркие городецкие донца прялок – необходимых женских орудий, так как фабричные ткани были дороги. Донце (часть, на которой сидела пряха, оно же служило подставкой для гребня, на который навешивалась кудель из шерсти или льна, а из неё вытягивалась пряжа) делалось из широкой доски, плавно сужавшейся к головке-подставке с отверстием, куда вставлялся гребень для пряжи. Пряха, окончив работу, вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу, напоминая вышитое полотенце, сама конструкция его была придумана для этого. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью, донца были нарядными, красочными, расписными.
Промысел расписных донец сложился не сразу. Ему предшествовали три этапа: донца резные, донца резные с инкрустацией, донца резные с инкрустацией и росписью. Почти в каждой семье занимались их изготовлением. Многие работали в избе целыми семьями. Отец или старшие сыновья вырубали топором форму и долбили головку – подставку под гребень. Выглаживали поверхность донца фуганком сыновья помладше. Жена и младшие дети занимались наклейкой головок на донце. До середины XIX в. изготовление «белья» для прялок производили из крупного и толстого куска древесины, из которого вырезали широкую лопасть донца, где сидела пряха, и головку (копыл, или копылок), служившую подставкой для гребня, который делал головку прялки похожим на гребешок птицы. Во второй половине XIX в. «копылок» стали вырезать отдельно и приклеивать. Никита Краснояров стал изготавливать первые донца с контурной и скобчатой резьбой, в которой применил не только плоские, но и полукруглые стамески. Новшество породило особый – городецкий стиль резьбы. Эти приёмы позволяли делать резьбу более разнообразной.
Возникновение расписных донец датируют серединой XIX в. Резчики начали подцвечивать резьбу соком ягод и кореньев, позже красками для росписи. Подкрашивали светлое дерево основы, и даже вставки из чёрного дуба. Подкраска донец способствовала зарождению нового искусства, которое превратилось в известную на весь мир Городецкую роспись по дереву.
В 1870 г. в село Косково из Городца приехал иконописец Николай Иванович Огуречников. Он научил местных ремесленников варить клей, готовить краски, показал первые образцы цветочного орнамента и другие элементы, например, иконописного коня Георгия Победоносца. Кроме донец, расписывали поставки (поставцы), солонки, дуги, детские стульчики, каталки, игрушки и многое другое (на фото: мочесник (коробка для хранения льняной пряжи и веретён), луб,  XIX в.).
Городецкий промысел просуществовал около пятидесяти лет. Его расцвет приходится на 1890-е гг., когда выработка донец доходила до 4 тысяч в год, но уже к началу ХХ в. промысел пришел в упадок. После I мировой войны расписное производство полностью прекратилось, и даже самые знаменитые живописцы были вынуждены искать иной заработок.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха. Лица народные мастера писали в одной манере – в виде белого кружка, на котором тонкими чёрными линиями обозначены черты человеческого лица. Причёски, как у мужчин, так и у женщин отличались большой изысканностью, но в окраске их применяли только чёрный цвет. В изображении самих фигур использовали плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашивались без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Смотрите слайд-шоу «История городецкой росписи».

Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/arbat/puty/104.jpg

Городецкая роспись на мочесниках (коробка для пряжи).

Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml

Мастер Лазорь Васильевич Мельников из деревни Охлебаихи в 1866 г. изобразил на прядильном донце несколько сцен: всадники, посиделки.

Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml

Весёлый городской пир – так изобразил его крестьянский художник в конце XIX в.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Часто сюжетной линией донец, входивших в приданое, была иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

Когда прялка не работала, гребень вынимали из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно, украшавшим горницу. Дата создания: вторая половина XIX в.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

Донце в виде деревянной пластины подпрямоугольной формы. Роспись сюжетная. В верхней части изображение светских посиделок: нарядные дамы с кавалерами за столом с различными яствами. Вторая половина XIX в.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

Прялка составная со вставным гребнем. Вплоть до середины XIX в. для украшения донец городецкие мастера пользовались техникой инкрустации: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

Донце в виде деревянной пластины подпрямоугольной формы с высоким ступенчатым выступом – копылком. Конь с наездником в центральной части композиции, конь и на копылке, рельефные фигурки людей и растительный орнамент. Первая половина XIX в.

Донце и гребень выполнены из разных пород дерева. Предположительно осина и клён. «На осине сижу, сквозь клену гляжу, берёзу трясу» – эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Первая половина XIX в.

Источник: http://elabuga.com/funds/_distaffs.html

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Прядильный гребень, вставленный в донце. Форма головки напоминает усеченную пирамиду, три стороны ее ребристые, а одна (обращенная к пряхе) спускалась вниз уступами. XIX в.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Художник И. Мазин показал, как делались городецкие донца. Видны высокие козлы, на них лежит бревно, а два молодых парня – один сверху, другой снизу – распиливают его на продольные тесины. Надпись гласит: «Роспил осиника для дёнцов». Начало XX в.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Прядильное донце, расписанное Лазарем Мельниковым. Деревня Охлебаиха. Сверху эту сценку обрамляет расположенная аркой надпись: «Деревни Охлебаихи мастеръ Лазарь Васильевъ 1866».

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Пряхи за работой. Роспись стенки мочесника – лубяной коробки для мотков пряжи. 1860-е гг.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

С мотками кудели девушка идёт на посиделки. Деталь росписи мочесника. XIX в.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Подготовка пряжи для тканья – снование. Деталь росписи мочесника. Оранжевый фон росписи придал изделию праздничность и в то же время удачно выделил чёрно-белые изображения, подцветку жёлтым.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Всадники. Деталь росписи донца В. К. Лебедева. На вороных рысаках едут двое – кавалер и дама. Переплелись в беге тонкие ноги коней, вытянулись вперед змееподобные головы, упруго изогнулись спины – всё говорит об их нервном, напряжённом движении. Вторая

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Праздничное застолье. Деталь росписи городецкого донца. Переняв живописное умение у иконописца, городецкий мастер перенес и в композицию росписи черты древнерусского искусства: все фигуры размещены по одной стороне стола, лицом к зрителю.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Расписное донце, подаренное невестке свекровью. За а праздничным столом собралась вся семья: справа родители невесты, рядом она сама; слева пришедшие в гости жених и его мать. Автор росписи – И.Мазин. Начало XX в.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Мать с сыном-женихом пришли в гости к родителям невесты Чопорна и подтянута хозяйка дома: поджав ниточкой губы, глядя прямо перед собой, она как бы дает понять, что не чета своей будущей родственнице. Деталь росписи донца И. Мазина.

Источник: http://ruart.syrykh.net/ch2_gl4.html

Автопортрет. Роспись сиденья детского стульчика. Автор росписи Е.Т. Крюков. На обратной стороне сиденья длинная надпись: «Мастер Егоръ Тихоновъ Крюковъ де. Савина Больше-песошниской волости Городец. уезда Ни. Губе». Начало XX в.

Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html

Донце прялки с городецкой росписью. Конец XIX – начало XX вв.

СОВЕТСКАЯ ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ

Возрождение Городецкой росписи связано с именем художника И.И. Овешкова, приехавшего в Горьковскую область в 1935 г. из Загорска. Его стараниями в деревне Косково была открыта общественная мастерская, объединившая старых живописцев. Овешков принял на себя не только руководство работой мастерской, но и организовал профессиональное обучение художников.
В 1930-е гг.  артель  работала над панно в сюжетах городецкой росписи, но уже в обновлённых событиях современной жизни: всадники в красноармейской форме, самолёты – Мазин И.А., начало колхозной жизни –  Краснояров Ф.С, изба-читальня, темы «Зоопарк» и «Чтение Конституции» –  Крюков.
Работа по возрождению городецкой росписи началась в середине 1950-х гг. Она проходила при активном участии Института художественной промышленности. Художники института Архипова З.А. и Воронцова Е.И. разработали ассортимент детской мебели: сундучки-укладки, столы, стульчики, коня-качалку, настенные полочки, шкафчики, украшенные растительным орнаментом с включением изображений птиц.
В конце 1950-х гг.  по инициативе потомственного  мастера А.Е. Коновалова  в Семёновской профтехшколе было создано отделение городецкой росписи, где он начал обучение нового поколения городецких художников.
В 1965 г. основное производство расписных изделий перешло в город Городец, где была организована фабрика «Городецкая роспись». Традиции старого «городца» были не только возрождены, но и получили дальнейшее развитие. Не потеряв традиционного орнамента с пышными розами, конями и птицами, фабрика освоила много новых изделий: нарядные декоративные панно, мебель, детские игрушки.
В 1966 г. в Городец переехала курцевская мастерица, одна из первых выпускниц семёновской профтехшколы Лилия Федоровна Беспалова, чья деятельность, как и Коновалова, и других мастеров, позволила вывести городецкую продукцию на высокий художественный уровень и разработать новые образцы игрушек.
В 1969 г. на фабрике создается экспериментально-творческая лаборатория, в которой начинает работать Фаина Никифоровна Касатова, в 1970 г. туда же приходят  А.Ф. Соколова и Л.Ф. Беспалова, Н. А. Столесникова. Появляются прекрасные мастерицы Л.А. Кубаткина, Т.Н. Рукина, П.Ф. Сорина, Г.Н. Тимофеева, Н.Н. Носкова. Именно с работой экспериментальной лаборатории связаны поиски в области новых сюжетных композиций.
В 1985 г. шестеро художников Городца стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина. В 1997 г. А.В. Соколовой, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, Л.А. Кубаткиной, Т.М. Рукиной присвоено звание заслуженный художник России.
С 1995 г. работает творческая мастерская иконописи, где возрождена технология иконописи XIV – XV вв. с соблюдением всех церковных канонов.

КОММЕНТАРИЙ К СЛАЙД-ШОУ:
Окончательное  возрождение промысла произошло в 1950-е гг. В 1951 г. в селе Курцево была открыта столярно-мебельная артель «Стахановец», которую возглавил потомственный городецкий живописец А.Е. Коновалов. Артель занялась изготовлением мебели с мотивами традиционной росписи шкафов, тумбочек, табуретов, столиков; ассортимент постоянно расширялся. Промысел  росписи деревянных изделий  закрепился и развился до большого искусства. Именно здесь окончательно стилистически оформилась оригинальная городецкая роспись, которая стала не менее знаменитой, чем хохломские и семёновские узоры. Смотрите слайд-шоу «Советская городецкая роспись».

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html

Работа Д.И. Крюкова «Колхозная семья».

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/18406.html

Д.И. Крюков Панно «Деревня вечером» с фрагментами. Середина 1930-х гг.

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871

Доска расписная. Мазин И.А., 1935 г.

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871

Работа Мазина И.А.

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871

Источник: http://my-gorodets.livejournal.com/11175.html?thread=8871

Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml

В 1935 г. художник Игнатий Мазин на доске нарисовал, как в старое время изготовляли холсты.

Источник: http://ru.livejournal.com/424449.html

«Жить стало лучше, жить стало веселее».

Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml

Чёрный городецкий конь появился на декоративной настенной тарелке, которую в 1960 г. сделала художница З. А. Архипова

Источник: http://rezchiku.ru/books/item/f00/s00/z0000010/st007.shtml

Художница Е. И. Воронцова заставила коня забавлять ребят – конь-качалка.

Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya

Н. Величко. Городецкая роспись. «Гуляния в Царицыно» Середина ХХ в.

Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya

Н. Величко. «Покупала Дарья товар у Макария». Середина ХХ в.

Источник: http://roshkova.ru/gorodetskaya-rospis-istoriya-zarozhdeniya-i-razvitiya

Н. Величко. Городецкая роспись. ХХ в.

Источник: http://gorodetsnavolge.ru/o-proshlom-i/10-istoriya-vek-xx/4-gorodets-gorod-masterov.html

Фрагмент мебели – продукция Фабрики «Городецкая роспись». 1970-е гг.

Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html

Черткова В.А. Панно «Звонкая масленица». 1989 г.

Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html

Беспалова Л.Ф., Зеленин В.Г. Игрушка «Паровозик ПЫХ-ПЫХ». 1994г.

Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor.html

Рукина Т.М. Сундучок. «Катание на тройке в Загорске». 1997 г.

Источник: http://www.musobl.divo.ru/colln_hohgor3.html

Касатова Ф.Н. Декоративная тарелка «Крепостная стена. Церковь Рождества Иоанна Предтечи». 1997 г.

МАСТЕРА ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Династия Крюковых: родоначальники росписи

В книге Д. Прокопьева о роде Крюковых – вернее, об одном из этого рода – сказано скупо, всего пять строк:

«В деревне Савине был своеобразный мастер Е.Т. Крюков, любивший более нежные сочетания красок. Его дёнца украшены обычно изображениями Ивана-царевича и Анны Прекрасной…»


Живший  в Коскове Дмитрий Иванович Крюков (на фото) подробно рассказал о представителях рода живописцев Крюковых:
– Отец мой, Иван Фёдорович, один из шести сыновей Фёдора Крюкова. Пятеро дёнца делали: Василий, Иван, Сергей, Андрей да Максим. Дядя Андрей ходил в наймы, на Александра Сундукова красил, работал быстро, машисто. За неделю выкрашивал сотню дёнец. Кто много делал, тот не придумывал новые или трудные картинки, старался барина с барыней писать или двух барынь и в середине кавалера да орнамент над головами. А то комнату, декорацию с зеркалом да фигурки. Сергея, пожалуй, самым умелым назвать можно. Максим тоже самостоятельно работал, а потом еще и продавал дёнца на ярмарке в Городце и Нижнем. Сергей умер в 1933 г., а остальные и того раньше. Из нашей фамилии рисовала ещё Катерина Фокиш. Она родом из Савина, замуж вышла за Тихона Назаровича Крюкова. Муж делал дёнца, а она их расписывала.

Что писала Катерина? Так у всех одно. Изображали кукольных людей – так их можно назвать: барыни, наездники, кони под седлом и без седоков, куры. Орнамент тоже. Львов делали. Собак писали наподобие резных на старых прялках. Работа её хорошая считалась. Можно сказать, у неё почерк был. Чистая рука. Краски могла сама промыть – от этого и работа не грязная. Плохие мастера в три часа приедут и еле-еле к одиннадцати свой товар распродадут, а мой отец да Катерина (она ему по мужу свойственница) ещё темно, только четыре часа утра минуло, – они уже спрашивают: «Трактир-то открыт?» – впору им магарыч пропивать.


С двенадцати лет начал заниматься живописью и сам Дмитрий Иванович Крюков и делал это в продолжение полустолетия, расписывая сначала дёнца, а потом – в артели и на фабрике –  детскую мебель. О мастерстве Дмитрия Ивановича можно судить по многим работам, которые сохранились в музеях, главным образом в Городецком. Одна из росписей, выполненная в 1935 г. на доске, называется «Колхозная семья». По композиции это как бы триптих. Обстановка и фигуры размещены в условных городецких декорациях. Роспись второй доски – «Зверинец»– композиционно менее собранная, но подкупает наивностью и простодушием.
Сергей Фёдорович Крюков, дядя этого заслуженного мастера, по его же словам, самый умелый живописец в семье, приходился дедушкой  директору фабрики «Городецкая роспись» Аристарху Евстафьевичу Коновалову.

И.К. Лебедев: мастер из Косково

Г.Л. Поляков был последним крупным мастером Хлебаихи, которая в 1880-е гг. уступает своё первенство другим деревням. Центром росписи в это время становится Косково. Особняком среди городецких живописцев стоит косковский мастер Игнатий Клементьевич Лебедев (1803 – 1943 гг.), у которого училось три поколения художников – его ровесники, их сыновья и внуки. Сын его Конон Игнатьевич рассказывал о том, что отец был требователен к своему ремеслу, считал его искусством, за неделю расписывал не более десятка донец (а были художники, расписывавшие на продажу до 20 донец в день), и охотно помогал другим мастерам, делал для них «образцы».
Стиль И.К. Лебедева, тонкий и графичный, сложился под влиянием миниатюры древних книг и поздней иконы. Любимый мотив этого художника – сценка в типично мещанском интерьере, разделённом парадной лестницей на два этажа. Привыкший заполнять всю страницу книги иллюстрацией, Лебедев нарушает традиционное трёхчастие и трактует донце как единую плоскость картины. В этих «картинах» деревенского художника – его понимание городской купеческой жизни, которую он достаточно хорошо знал, поскольку вместе с И.Г. Блиновым был вхож в дома богатых городецких купцов, коллекционировавших древние рукописи.
В его росписях всё сугубо городское – зальце с высокими стройными колоннами, «венецианскими» окнами в обрамлении занавесей и паркетным полом, мягкая мебель – диван, стулья на точёных ножках, обитые бахромой, а в центре – непременно круглый красного дерева стол. Стол накрыт богато: рядом с огромным самоваром – графинчики, штофы, рюмочки, фарфоровые чашечки. И обитатели дома – городские щёголи и щеголихи. Мужчины – статные, в модных укороченных сюртуках, с золотыми цепочками, в узких брючках, остроносых штиблетах. Дамы – в платьях с глубоким декольте, высокие причёски перевиты нитями жемчуга. Художник делает попытку передать объём предметов и перспективу пространства, как в поздней, XIX в. иконе.
Рука миниатюристов видна в тонкой графичной проработке деталей, в гладкой эмалевидной фактуре письма, в приёмах лепки формы нежными переходами тона, в колорите, построенном на сочетании чистых синих, вишнёвых тонов с разбелёнными голубыми и розовыми.
Манера И.К. Лебедева в дальнейшем мало изменяется и остаётся в силу своей графичности и утончённости далеко не самым характерным примером городецкой росписи.

И.А. Сундуков: роспись шла по всей России

Использование одних и тех же немногих сюжетов и приёмов исполнения, отработанных, проверенных временем и несколько упростившихся в массовой продукции, сообщает росписи рубежа XIX и XX вв. большое стилистическое единство, сближает между собой произведения городецких художников. Но и в этих условиях живопись разных мастерских и отдельных их представителей сохраняет свои отличительные особенности – в характере фигур человека, коня и птицы, в деталях костюма и декорации, в колорите. Так, в росписях Крюковых преобладают тёплые оттенки цвета – золотистые, оранжевые, красно-коричневые.
Колорит донец из курцевской мастерской Сундуковых, соперничавших с Крюковыми, строится на сочетании розовых, сиреневых, чёрных тонов и холодной зелени. В то же время композиции Ивана Александровича Сундукова (родился в 1889 г.) с их строгим рисунком фигур, чёткой организацией декоративного обрамления (волют, часов, занавеса) трудно спутать с донцами его отца Александра Фёдоровича (1858 – 1928 гг.), где силуэты приземистых фигур, с характерным изломом в талии, имеют мягкие, расплывчатые очертания, а фон сплошь, как ковёр, заполнен букетами цветов. На смену мягким серебристо-фиолетовым тонам красочной гаммы Сундукова-отца в работах сына проявляются более звучные контрастные сочетания ярких розовых и зелёных оттенков цвета. Многочисленная продукция Крюковых и Сундуковых расходилась быстро и широко бытовала в Нижегородской, Костромской и Владимирской губерниях, где их обнаруживали экспедиции различных музеев.

А.Е. Коновалов: воскресил городецкую роспись

Аристарх Евстафьевич Коновалов – один из тех мастеров, что вернули городецкую роспись из небытия.  А.Е. Коновалов род. в деревне Савино Городецкого района в 1920 г. У него рано умер отец, у матери осталось двое детей. В 10 лет Аристарх уже косил, пахал, боронил. Зимой  ходил в школу в лаптях. Мальчик, любознательный и трудолюбивый, в свободное время находился в художественной мастерской своего дедушки Сергея Фёдоровича Крюкова, замечательного художника городецкой росписи.
В 1936 г. в селе Курцево открылась художественная мастерская по городецкой росписи. И мать определила Аристарха учеником. Здесь работали известные мастера: И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, Т.С. Крюков, К.И. Лебедев и другие.
Пристально изучал Аристарх самобытное ремесло. В феврале 1939 г. в Загорске был создан музей и открылась экспериментальная художественная мастерская, где стали работать И.К. Лебедев и А.Е. Коновалов. Познакомившись с творчеством художников Палеха, Хохломы и других промыслов, Аристарх захотел рисовать как-то по-другому. И опять он услышал совет своего наставника:

«Ты уж лучше по-городецки пиши, продолжай наше мастерство. В городецкой росписи есть своя неоскудеваюшая прелесть».


В небольшой заметке, опубликованной 11 декабря 1957 г. в газете «Городецкая правда», Аристарх Евстафьевич Коновалов писал: «В целях сохранения народного творчества при Семёновской профтехшколе открывается отделение городецкой росписи с двухгодичным сроком обучения». Заканчивая статью, А.Е. Коновалов выражал уверенность в расцвете городецкой росписи. Он писал:

«Можно с полным основанием сказать, что городецкая роспись займёт подобающее место среди других художественных промыслов страны».


В 1959 г. выпускники отделения городецкой росписи, вместе с преподавателем А.Е. Коноваловым, приехали из Семёнова в Курцево. Этот год следует считать возрождением городецкой росписи. А.Е. Коновалов – хранитель и продолжатель традиций, автор книги «Городецкая роспись», лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, свыше тридцати лет был главным художником фабрики «Городецкая роспись». Мастерам-расписчикам оставил образцы своих произведений.
А.Е. Коновалов – Почётный гражданин города Городца. Уйдя на пенсию, он продолжал дома работать над произведениями городецкой росписи, создавал новые картинки по договорному соглашению с Москвой и Нижним Новгородом. 3 декабря 1993 г. А.Е. Коновалов умер. На доме (ул. Колхозная, 1), где более 20 лет прожил А.Е. Коновалов, установлена мемориальная доска почётному гражданину, воскресившего городецкую роспись.

Л.Ф. Беспалова: «пионеры городецкой росписи»

Лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина, член Союза художников Российской Федерации Лилия Федоровна Беспалова является старейшим мастером-художником фабрики «Городецкая роспись». Родилась в Кронштадте в 1939 г. В 1957 г. в составе первой группы, набранной А.Е. Коноваловым, поехала в г. Семёнов для обучения приёмами городецкой росписи. С 1959 г., после окончания Семёновской профтехшколы, работает на фабрике. В 1966 г. при воссоединении фабрики «Городецкая роспись» в д. Курцеве с мебельной фабрикой в г. Городце она из самых первых художниц переступила порог ныне фабрики «Городецкая роспись»:

«Аристарху Евстафьевичу благодарны, что он нас взял, увидел в нас что-то, видимо. Нас было четверо, отец был военный, погиб в войну. Мама привела нас с сёстрой – вот, Аристарх Евстафьевич, возьми моих девчонок рисовать. – А что они умеют? – Ничего не умеют. Спрашивает меня – А что умееешь? – Вышивать. А он сидит, перед ним деревяшечка, ромашки рисует. Я увидела эти ромашки, сердце замерло. Он спрашивает – хочешь попробовать? Я взяла кисточку – раз ляпок – ничего не получается. – Ну, научишься, раз хочется».


Лидия Фёдоровна тут чуть улыбнулась, видимо, вспомнилось что-то хорошее: «Стульчики нам дали столяры. Его надо сначала зашпаклевать, потом пошкурить, покрасить, еще раз пошкурить, еще покрасить, а потом уже расписать. Распишем. Аристарх Евстафьевич подойдет – не понравилось – « в эту сторону свела, в эту –  увела, а надо прямо». Раз пальцем крест-накрест. И сидишь. И реви. А надо зарабатывать. И всё по-новой начинаешь. В первый месяц заработали 24 рубля. Жили тяжело». Беспалова задумалась, ведь перед её глазами пролетала вся её жизнь:

«Коновалов повёз меня в слободу. А там ещё только была мебельная фабрика. Директор говорит – что мне с вами делать, куда девать? Название повесили «Городецкая роспись». Надо её развивать. Оставили меня в столярном цеху, одну посадили. С этого началась на фабрике городецкая роспись. Потом Коновалов написал статью «Художницы – пионеры городецкой росписи», так он нас назвал».


За это время Лилия Федоровна выросла в одного из ведущих художников промысла. Ей присущи глубокое понимание стилистических особенностей городецкой росписи, тонкое чувство композиций и цветовой гаммы. С 1970 г. Л.Ф. Беспалова постоянный участник выставок и конкурсов, проводимых в Горьковской области, а также в г. Москве и др. городах России. Она участник выставок-ярмарок за рубежом. Произведения Л.Ф. Беспаловой выполнены на высоком художественном уровне, имеют оригинальную компановку и богаты по цветовой гамме.
Л.Ф. Беспалова обучила профессии народного мастера более 25 человек, является наставником молодежи и инструктором школы художественного мастерства при фабрике «Городецкая роспись».

А.В. Соколова: её работы – путь к совершенству

В 1969 г. группу молодых перспективных художниц приглашают в творческую экспериментальную лабораторию на открывшуюся в г. Городце фабрику «Городецкая роспись». Среди них была и замечательная художница Н.А. Столесникова, и будущие лауреаты премии им. Репина, заслуженные художники России